Безопасность на малинке

Обсуждаем летные происшествия и предпосылки к ним
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Ольшак Виктор
Сообщения: 12230
Зарегистрирован: 27 фев 2011, 22:20
Параплан: Ozone Mantra M4
Откуда: Тольятти

Безопасность на малинке

#1 Сообщение Ольшак Виктор »

Что надо сделать, для большего обеспечения безопасности полётов на малинке.
Мои мысли. Очерёдность вопросов свободная.

1. Юра делает крутую спираль.
На мой взгляд, это действие лишнее в связи с его опасностью.
В чём заключается опасность? Тут несколько моментов.
1. Юра или любой другой ученик не умеет летать. Что значит уметь летать в моём понимании? Это умение отрабатывать любые возникающие проблемы на автомате, на мышечной памяти. У учеников этого просто нет.
Что может случиться при выполнении манёвра крутая спираль?
Можно просто отключиться от перегрузки и не выходя из спирали врубиться в землю.
Можно не справиться с крылом и получить на выходе из манёвра получить фронталку, ассиметричку, галстук или весело комбинировать эти проблемы и сыпаться вниз в дискотеке.
2. Современное манёвренное крыло добавляет коэффициент к возможности возникновения всех перечисленных проблем.
3. Случайно выжатый аксель ещё добавляет негатива в возможный исход.
А теперь вопрос? А зачем нужна крутая спираль? Польза от спирали одна - при катании тандема поддать жару эмоциям пассажира. В повседневных полётах мало кто может уйти от засасывающей тучи в крутой спирали, просто не выдерживает нагрузок организм. Случись со мной беда по засасыванию меня в облако, то я буду выходить из ситуации в полном срыве. Это гораздо более стабильный режим, дающий снижение 10м/с. Более правильно просто не залетать в такие потоки, которые поднимают тебя быстрее 6м/с.
Первый случай практики выполнения крутой спирали учеником случился с Димой Каракозовым. При выходе из манёвра, его матюки слышали все Моркваши. С тех пор эта практика почему-то прижилась.
2. Слабо следим за состоянием крыльев, на которых ученики затягиваются.
Последняя затяжка Александра. Крыло с явно севшими стропами и возможно оно ещё и дуется. Как факт - крыло явно непригодно для затяжек на малинке. Надо этот момент отслеживать и отсекать полёты на подобных крыльях на малинке. Просто для сохранения здоровья обучающихся и не только.
Из-за чего всё это происходит. Это происходит отчасти от того, что я и Алексей активно рекомендуем учлётам не покупать новые крылья для обучения полётам. И это правильно, когда речи идёт о полёте в динамике, там требования к крылу несколько ниже, чем на затяжках на малинке, там отсутствует угол тангажа от затяжки. Имеются не однократные прецеденты срыва крыльев на затяжке. А нам оно надо?
Я сам летаю на разном хламе, но хлам хламу рознь. У меня есть три крыла. Одно для динамика, на нём севшие и потёртые стропы и я никогда не буду на нём тянуться на малинке, это просто опасно. При всём при этом я чувствую поведение крыла в воздухе, понимаю возможности крыла, его опасности и летаю на нём. Есть отдельное крыло для термических полётов и крыло для моторных полётов. Понятно ли моё решение вопросов безопасности в плане крыльев?
3. Затяжка бабушки в возрасте 81 года.
При взлёте её надо было двум парням поддерживать под руки и разгоняться вместе с парапланом. Это не было сделано. Причина в обычной безалаберности по отношению к безопасности бабушки, кости, мышцы и суставы которой уже не отличаются молодецкой удалью.
4. Посадка тандема.
Совсем мелкий вопрос. Большой опасности не несёт, но Алексей не заморачивается точностью захода на посадку и если дует ветер, то нужно встретить тандем и загасить купол, но встречающим тандем приходится бегать за тандемом и ног не всегда хватает. При этом есть небольшая вероятность волочения, привычная для Алексея, но пассажиру-то это зачем? Полагаю, что подобные заходы на посадку, это привычная манера свободных полётов, переложенная на тандемные.
5. Полёт Александра Резцова в бодрую обеденную термичку.
А зачем? Парапланеризм не адреналиновый вид спорта. Зачем ученику лететь в облако, которое его засасывает, не один раз складывает и лететь через снег? При этом, когда я ему в этот день вечером предложил взлететь для общей тренировки старта на лебёдке и прочее, он уже категорически не хотел летать.
Полагаю, что это психологически причина. Люди меряют по себе. Алексей меряет по себе. Алексей летает 12 лет. Он просто забыл, что такое страх полёта.
А теперь для сравнения история. Я начал учиться летать вместе с Алексеем, но полетел на полгода позже. На момент данной истории налёт у Алексея был хорошо поболее чем у Александра. Летаем мы в Комсе. Я по верхам, а Алексей под склоном. Кричу - лети сюда, здесь хорошо! Нет, говорит, там меня трясёт. Причина была в подвеске, которая была через чур чувствительна к движениям крыла. После замены подвески дела пошли на лад. Алексей категорически поборол все свои страхи, начал крутить акро. Сложись всё правильно, мы бы летали бы рядом с человеком, который бы умел крутить тамблинг. Но я рад, что процесс остановился. Всё же у нас не те высоты, что требует акро.
Так вот это я и называю, забыть страх. Чувствуете разницу - полёт в Комсе под склоном и полёт Александра в бодром обеденном облаке со снегом? Думаю, что более мягкий подход к процессу обучения будет более правильным.
6. Может быть я что-либо забыл? На что ещё можно и нужно обратить внимание для повышения безопасности при полётах на малинке?
*Надо вспомнить в отдельную тему, что можно улучшить в плане безопасности при полётах в динамике.
Обычно глаз замыливается и чтобы вспомнить косяки надо поразмыслить.
Лучше думать вместе, это вопрос здоровья и жизни.
Аватара пользователя
Алексей Мещеряков
Site Admin
Сообщения: 10046
Зарегистрирован: 22 фев 2011, 01:15
Параплан: Sol SuperSonic / Up Trango XC
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Безопасность на малинке

#2 Сообщение Алексей Мещеряков »

1. Юра делает крутую спираль.
Юра попробовал крутую спираль. Также Юра попробовал выжимать аксель и делать большие уши. Если есть высота, то почему не попробовать виток крутой спирали? Это было в один из его вылетов. Мы попробовали, познакомились с режимом и больше к нему не возвращались. Польза от спирали следующая - знакомство с режимом, получение представление о радиусе разворота , скорости снижения и перегрузке, тренерует вестибулярку. Мы не занимаемся отработкой выполнения глубокой спирали, но познакомиться с режимом при наличии высоты не будет лишним.
2. Слабо следим за состоянием крыльев, на которых ученики затягиваются.
Следим довольно тщательно , некоторые крылья не допускаем. Без запаски не допускаем тоже. Полет Александра - это был эксперимент Александра по поведению его крыла после ремонта. Его крыло склонно к недовыводу и его постоянно уводит вправо- очевидны косяки стропной системы. Сама тряпка не дуется. В крайний вылет, заснятый на видео, была договоренность что после взлета мы сбросим тягу и потом ее плавно нарастим, думали может частично проблема в черезмерной тяге на старте. Опыт показал что проблема исключительно в стропной. Мы уже обсуждали с Александром про необходимость сменить крыло, он находится в процессе замены. Я очень обеспокоен крылом Александра.
3. Затяжка бабушки в возрасте 81 года.
Что было то было.Был правильный ветер для обратного старта. Стартовал в одного. Чуть назад потащило.Нужно было либо сильнее слабину выбрать, либо придержать нас. Надеюсь больше меня не будут просить прокатить бабушек. Очень это волнительно и очень напряжно.
4. Посадка тандема.
На посадке более всего озабочен следующим:
1. Как можно мягче выполнить момент касания земли. Это одно из самых главных требований в полете.
2. Не приземлиться при возможной неожиданной просадке (что бывало) на машины , людей, разложенное оборудование.
Поэтому в штиль и термичку на малинке захожу на максимальной скорости, без пампирования. Порой перелетаю старт. Проблема волочения не беспокоит, поскольку когда есть возможность волочения - есть ветер, а в ветер сажусь в основном точно . Главное - обеспечить мягкое касание земли пассажиром.
5. Полёт Александра Резцова в бодрую обеденную термичку.
Александр Резцов взрослый самостоятельный пилот. Сам принимает решение когда ему лететь. Если у него есть сомнения или вопросы - он всегда советуется. С его слов самое злое что он переживал - это было в весенней Комсе. Полет на малинке в обеденную термичку его не напрягает, а радует и он совершает классные полеты. За него я полностью спокоен.

Парапланеризм в Тольятти переживает период бурной акселерации и развития. Пилоты гораздо быстрее усваивают материал и научаются летать при регулярных полетах. И летающие рядом опытные пилоты являют собой лучшую мотивацию и пример для подражания. А наши склоны предоставляют возможность летать очень часто в отличии от пилотов Самары и других городов (хотя и среди них тоже есть настоящие парапланерные фанаты). Пилоты летают во всех местах, включая Моркваши. Их крылья гораздо летучее , быстрее и маневреннее, чем 10 лет назад , потому что даже сертификация полностью поменялась. И глядя как летит современная "B"-шка ты понимаешь что мир никогда не будет прежним.
Аватара пользователя
Алексей Мещеряков
Site Admin
Сообщения: 10046
Зарегистрирован: 22 фев 2011, 01:15
Параплан: Sol SuperSonic / Up Trango XC
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Безопасность на малинке

#3 Сообщение Алексей Мещеряков »

И еще говоря о безопасности будет не лишним напомнить что в зоне максимального риска находится редко летающий пилот. Поэтому приезжайте на малинку или в Раковку или на наши склоны и летайте как можно чаще. Есть свободная минута ? Займитесь наземкой. И будет вам счастье.
Аватара пользователя
S.Gorenkoff
Сообщения: 2950
Зарегистрирован: 25 сен 2012, 15:07
Параплан: Nova Mentor 2L
Откуда: Жигулевск

Re: Безопасность на малинке

#4 Сообщение S.Gorenkoff »

Тема безопасности регулярно поднимается на форуме и это правильно. Лучше всего, чтобы причиной к этому были умозрительные заключения, а не ЛП с разбором.
Gott mit uns; "Воздух выдержит только тех, Только тех, кто верит в себя, Ветер дует туда, куда Прикажет тот, кто верит в себя."; Si vis pacem para bellum
Аватара пользователя
VVS
Сообщения: 2261
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 20:03

Re: Безопасность на малинке

#5 Сообщение VVS »

Чёт у меня дежавю.
Вы каждый раз одно и тоже пишете...
Аватара пользователя
Алексей Мещеряков
Site Admin
Сообщения: 10046
Зарегистрирован: 22 фев 2011, 01:15
Параплан: Sol SuperSonic / Up Trango XC
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Безопасность на малинке

#6 Сообщение Алексей Мещеряков »

Так тема безопасности вечна.Покуда мы летаем будем поднимать ее снова и снова. Приходят новые люди, много новых людей. И мы с ними работаем.
Аватара пользователя
Ольшак Виктор
Сообщения: 12230
Зарегистрирован: 27 фев 2011, 22:20
Параплан: Ozone Mantra M4
Откуда: Тольятти

Re: Безопасность на малинке

#7 Сообщение Ольшак Виктор »

Если есть высота, то почему не попробовать виток крутой спирали?

Потому, что в профите мы имеем выделение адреналина и возможно для кого-то это есть хорошо. Напротив мы имеем достаточно опасный манёвр, на выходе из которого пилот, имеющий слабое представление об управляемости парапланом, может получить массу негативных явлений в виде сложений крыла с непредсказуемым исходом. Кроме того на ПП.ру, после того как у Сергея Плеханова (Кибернетика), в Олуденизе, разбилась насмерть девушка, не выйдя из крутой спирали, вероятно потеряв сознание от перегрузки, есть целая тема о том, почему к выполнению манёвра допускаются все, при этом организаторы не проверяют здоровье пилотов. Об этом можно долго рассуждать, толку мало. Просто факты. Люди в спирали иногда убиваются. У нас на СИВе в Ягодном у Волкова парень не вышел из спирали, разбился насмерть об воду. Это как бы мой взгляд на суть вопроса - почему бы ничего не понимающему в полёте человеку сразу не попробовать крутануть спираль.
Открою не страшный секрет. Лично я не умею крутить спираль. Ну не нравятся мне перегрузки. Смотрел по варику снижение в спирали. Больше чем минус 1,5 на варике наблюдать не получилось. И ничего, 11 лет летаю без особых проблем. Считаю всех тех, кто может крутить спираль со снижением более 5 м/с героями.

Следим за состоянием крыльев.
Лично я плохо слежу. Обычное состояние человека не обременённого ответственностью. Я же уже давно заявился как консультант, да и то, только по тем вопросам в которых что-то понимаю и не более того. При том, что часто могу не знать ответа на вопрос. Искренне завидую людям, которые легко рассуждают о характеристиках крыльев просто по их названию.
В общем надо следить за крыльями взлетающих. Нафига нам кости ломать.

Про бабушек, дедушек, пожилых людях, а так же детей пилотов, которые иногда попадают на тандем. Не стоит мудрить и играть с натяжкой троса. Кругом полно доброжелательных людей и никому не будет в напряг подойди и помочь на старте. Двум твоим друзьям будет не в напряг подойти и сопроводить бегом взлетающего пассажира. Дополнительно, я бы ввел правило предоставлять пилотам возможность сопровождать в полёт красивых пассажирок.

Про посадку - согласен, главное мягкость касания. Просто мне кажется, что у тебя ещё есть неиспользованный потенциал в точности посадки.

Александр Резцов взрослый самостоятельный пилот.
Согласен. Но люди разные. По разному относятся к полётам. Лично я, на стадии обучения, когда мне Архиповский на второй день обучения говорил - ты уже готов к полёту - лети! Я ему отвечал - нет, я не готов. Потому, что полёты для меня были хобби, вид отдыха и развлечение. Помнишь как пару-тройку лет назад в Раковке парень, учлёт Архиповского, таранил две машины. И это в тот момент все пилоты сидели на земле, термичка была злобная. Я бы отказался от полёта. А вот я спрашиваю Александра - зачем летишь, сейчас явно не твоё время лететь, тебе там будет плохо и страшно, нафиг оно тебе надо? На что он ответил - Алексей говорит надо лететь! Т.е. присутствует влияние учителя. Слетал, прочувствовал все прелести, думаю, что не всё ещё рассказал из того, что думал, когда его складывало на километровой высоте. Вечером летать категорически не хотел. Конечно можно ковать из людей гвозди по бразильской системе, но надо ли это? Ведь люди не знают, что поднять параплан это не так просто, как они смотрели на это со стороны, не знают, чем грозит крутая спираль и как хреново бывает на той высоте, о которой ты мечтал, когда тебя швыряет и складывает в термике.

В дополнение хотелось бы придумать, как побыстрее заставить выучить учлётов трём прописным истинам на старте с малинкой.
1. Постоянный контроль направления полёта крыла. Направление всегда строго на трос.
2. Сесть в подвеску, это последнее, о чём надо думать при старте. Для многих это, почему-то, первоочередная задача.
3. Для лучшего старта, надо лучше упереться и дать тросу натянуться посильнее. Хотя с этим советом надо быть осторожным и пробовать усиление натяжки троса постепенно. Причина простая, всё тоже самое что и при старте в динамике, чем сильнее ветер, тем более отточенными должны быть движения руками. Всегда говорил - упритесь посильнее, люди пытались это сделать, но явно натяжка троса от их упора слабовата, рано стартуют. Как результат крыло хуже поднимается.
В воскресенье стартовал в Раковке. Натяжка на максимуме стартовой тяги у Данилы, раза в полтора меньше той тяги, что получаю при старте я на малинке. Плюс штиль при старте. Крыло явно плохо поднялось и пришлось достаточно быстро побежать, я даже успел удивиться необходимой скорости бега.
В продолжение о особенности старта с сильной натяжкой троса. Чего я немного опасаюсь. Смотрел видео своего старта с хорошего ракурса, обрадовался - вот я сейчас посмотрю, как я стартую и буду народ учить, а то всё происходит быстро, даже не осознаю что и как делаю. Не получилось ничего увидеть, чему можно было бы научить. Натяжка, крыло выстреливает, короткое движение руками, которое останавливает крыло и это же движение сразу поднимает меня в воздух. Вся фишка в дозированном движении руками на ощущении крыла. Не знаю, не пробовал, что будет, если придавить крыло до его вывода? А что будет, если профукать и не остановить крыло? Фронталка на большой тяге это плохо. Поэтому третий совет пользовать поаккуратнее.

Что делать с возможностью прилёта отцепки в лицо пассажиру? Может быть стоит ввести правило, чтобы пассажир во второй части затяжки держал впереди руку. Это будет сильно безопаснее. На 500 последующих полётов 1 раз подобное повторится.

PS В выходные летал с программой XCTrack. Лично мне она помогла находиться в воздухе и обрабатывать термики. Никак не сподоблюсь написать, как леталось. Пекусь о здоровье окружающих! :)
Аватара пользователя
Владимир Кураев
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 29 сен 2016, 17:48
Параплан: U-turn Obsession

Re: Безопасность на малинке

#8 Сообщение Владимир Кураев »

Затяжка бабушки в 81 год, это был дерзкий вызов общественности, да к тому же по просьбе её родных.
Отдать должное Алексею, старт бабушки откладывался более 3х часов, пока погода не установилась действительно комфортной. При посадке бабушка дискомфорта не почувствовала, а к физкультуре взлета её морально готовили заранее, как и подобает.
А результат: бабушка цела, счастлива и очень всем благодарна. После полёта часами сидела за компьютером, несмотря на возраст.
А докапаться можно и до столба... Если задаться целью...
Аватара пользователя
Ольшак Виктор
Сообщения: 12230
Зарегистрирован: 27 фев 2011, 22:20
Параплан: Ozone Mantra M4
Откуда: Тольятти

Re: Безопасность на малинке

#9 Сообщение Ольшак Виктор »

Александру. При замене строп, концы оплавлять нельзя.
Аватара пользователя
Ольшак Виктор
Сообщения: 12230
Зарегистрирован: 27 фев 2011, 22:20
Параплан: Ozone Mantra M4
Откуда: Тольятти

Re: Безопасность на малинке

#10 Сообщение Ольшак Виктор »

Владимир Кураев писал(а):Затяжка бабушки в 81 год, это был дерзкий вызов общественности, да к тому же по просьбе её родных.
Отдать должное Алексею, старт бабушки откладывался более 3х часов, пока погода не установилась действительно комфортной. При посадке бабушка дискомфорта не почувствовала, а к физкультуре взлета её морально готовили заранее, как и подобает.
А результат: бабушка цела, счастлива и очень всем благодарна. После полёта часами сидела за компьютером, несмотря на возраст.
А докапаться можно и до столба... Если задаться целью...
Затяжка бабушки в 81 год при максимально-возможной безопасности для бабушки, это действительно круто. Если есть возможность повысить безопасность, то это нужно сделать.
Я достаточно давно в теме. Я знаю как мы запускали первые тандемы, сопровождая под ручки бравых молодцев и спортивных барышень. Бабушка полетела без поддержки - раслабились! Надо поправить ситуацию.
Тут на ум пришёл ещё один пример. 8-10 лет назад. Лебёдка в Ягодном. СИВ там проходил. При оплате тягали всех желающих. Коля, у которого белый тандем, и который уже давно бросил летать в пользу кайта. Так вот, Коля решил покатать свою подругу. Старт, девушка спотыкается, Коля падает сверху - закрытый перелом руки. Реальный случай. Разве не убедительно?
А докапываться я не умею. Для этого надо быть вредным. Таким вредным, как Алексей. А я не такой, я хороший! :)
Ответить