Страница 1 из 2

Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 20:38
slydiman
Решил выложить в безопасность... Попадаю в парашютирование (не специально) 2-й раз в жизни!
Первый был в Раковке на старом недогруженном Мираке (DHV-2) при развороте на 360 градусов, когда я только учился в 2004.
Тогда консилиум самарцев, наблюдавших со стороны, так и не смог толком решить что же произошло. Сошлись на том, что Мирак был старый и недогруженный.

Как раньше любил говаривать Алексей
Я не понимаю физику процесса!
Итак, Ozone Mantra M3 (сертификация 2-3), размер S, загружена по верху вилки, скорее перегружена, ветер примерно 9м/с.
Делаю оборот как бы спирали, разгоняюсь, распускаю спираль и в горке боком вылетаю на перегиб...
Поджимаю правую клеванту дабы развернуться точно против ветра...
и в этот момент происходит ФРОНТАЛКА, причем начинается она с правой консоли, где поджата клеванта.
Да, была горка, но я бы не сказал что был какой-то дикий клевок, который я не отловил, к тому же я нахожусь над перегибом, где поток почти вертикальный и клевки вообще не должны приводить к фронталке.
Фронталку практически никак не отрабатываю, она тут же раскрывается сама и видно что левая клеванта на 5см ниже блочка, то есть НЕ ЗАТЯНУТА. Правая клеванта ВОЗМОЖНО осталась немного затянута, но самую малость.
Фронталка раскрылась, я опускаю голову (смотрю вперед) - подумаешь, очередная фронталка на Мантре, думал что уже всё ок...
И тут происходит непонятка - правая сторона провисает... Это точно не асимметрия, скорее наоборот! Я чувствую что я НЕ пережимаю правую клеванту, правая рука вверху. Крыла справа не ощущаю, как при полном срыве. В голове мелькнуло что я во время фронталки цепанул камерой на шлеме какие-то стропы справа, возможно клеванту и поэтому случился асимметричный срыв...
Но... меня НЕ разворачивает вправо. Перегруженная маленькая Мантра должна была просто выстрелить, вместо этого крыло просто заваливается направо... (на видео видно что справа крыло выглядит как при B-срыве - никаких подворотов, просто внутри нет давления) Слегка поджимаю левую клеванту на автоматизме... И замечаю что я просто падаю почти вертикально и ветром меня сносит назад. Почему-то с этого момента всё мысли были "как не положить крыло на дерево?" вместо "каким местом я приложусь?". Приложился на протектор очень мягко.
Итак, я не понимаю причину парашютирования. Единственное что приходит в голову - слегка поджатая правая клеванта при раскрытии фронталки.

Видео тут " target="_blank


Re: Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 21:15
Роман
Все тут понятно прекрасно.
Ошибка пилота полностью, выложи это на параплан ру, там скажут тоже самое.
На выходе на клевке разгрузка крыла, и последующий ответ крыла класса 2-3 на неадекватое пилотирование.

Re: Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 21:52
Анатолий
О, сенсей Рома появился, как нам тебя нехватало, я, лично очень скучаю, а так называемые парапланеристы, те вообще от рук отбились. И вот результат твоего разгильдяйского отсутствия. Некому, понимаешь, подсказать вовремя что к чему.

Re: Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 22:00
Алексей Мещеряков
Я смотрел на это снизу-справа. Внешне выглядело как срыв после фронталки вызванной разгрузкой крыла ( то ли перекомпенсация, то ли порыв ветра так дунул, ведь все дело на перегибе происходит в зоне максимального динамика). Но ты очень четко его отработал - не дал крылу ни клюнуть, ни улететь назад. Крыло держал как надо. Просто вертикально бахнулся довольно мягко. Свистел вниз как мне показалось с уровня вершин деревьев. Мне было очень страшно.

Re: Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 22:16
slydiman
TogliattiFlyTeam писал(а):Но ты очень четко его отработал - не дал крылу ни клюнуть, ни улететь назад. Крыло держал как надо.
Всё неоднозначно. По управлению думать было конечно некогда, отработала автоматика. Но я собственно ничего и не держал. Точно могу сказать что не было даже намёка на клевок и обе руки не опускались и на половину порога срыва.
1. Откуда взялась фронталка?
Да, после горки всегда есть разгрузка, но не до такой степени. Клевка не было. Тем более крыло было поджато и над перегибом. Ну не из термика же я вылетел при -8С?
2. Откуда парашютирование?
После фронталки должен был быть небольшой разгонный клевок... Возможно как раз перегиб и поток снизу не дали крылу клюнуть, разогнаться и наполниться...

Re: Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 22:26
slydiman
Роман писал(а):Все тут понятно прекрасно.
Ошибка пилота полностью, выложи это на параплан ру, там скажут тоже самое.
На выходе на клевке разгрузка крыла, и последующий ответ крыла класса 2-3 на неадекватое пилотирование.
Ппц, ценнейший ответ! :ROFL:

О, Великий Рома! Я долго думал и благодаря тебе теперь я осознал свою главную ошибку - я взлетел!...

Re: Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 22:33
Алексей Мещеряков
На самом деле мне кажется это была не фронталка, а начиналась развиваться асимметрия. В верхней точке на вылете из винговера (спирали) нужно всегда держать внешнюю. Держать довольно сильно. Иначе 80% вероятности словить асимметрию. Здесь ты ее отпустил (или держал ненадлежаще), а когда асимметрия начала развиваться - четко ее отработал. + в тот же момент ты энергично тянешь правую. Именно правая у тебя сорвалась. Что было потом мне сложно сказать . Я видел как крыло ходит вперед-назад, а ты его держишь и аккуратно так падаешь. Я сам много раз срывал крыло и видел много срывов - это был именно срыв, в котором ты на счастье четко работал на верхних ходах клевант. Такое вот неудачное стечение обстоятельств, закончившееся очень хорошо.

Re: Парашютирование

Добавлено: 04 янв 2012, 22:48
slydiman
Ок, пожалуй соглашусь.

Re: Парашютирование

Добавлено: 06 янв 2012, 22:45
Nikkola
Мантра – говно. :D Ну, а если серьезно, то мне кажется парашютирование вызвано несколькими причинами:
1. перекомпенсация. После сложения, оставшуюся часть крыла довольно легко сорвать и для этого вовсе не нужно тянуть клеванты до жопы, тем более перегруженное 2-3
2. возможно севшие стропы заднего ряда.
Я как-то свистел в небольшом каскаде над Селитьбой в 2009 г. После мощного сложения 70% перекомпенсировал (подсорвал) оставшуюся часть, не вовремя отпустил, крыло клюнуло и опять сложилось. Очень четко помню, что в момент после сложения клеванты не тянул, руки у меня в этот момент были выше карабинов. Я тогда летал на addict 2.
Вот ситуация, похожая на твою, тоже мантра, только четвертая.
" target="_blank

Re: Парашютирование

Добавлено: 07 янв 2012, 00:14
slydiman
Посмотрел видео - жесть конечно! Пилот вообще не знал что делать. У него был момент с прекрасным стабилизированным парашютированием, нужно было только вовремя руки одновременно поднять...

Но ничего этого к моему случаю не имеет отношения!

1. У меня не было каскада, не было повторных сложений, а было стабильное парашютирование! Если бы был запас высоты, то скорее всего я бы вышел из парашютирования с клевком и потерей высоты метров 20-30, правда к тому времени сдуло бы уже конкретно на деревья.
Я бы даже сказал что у меня не было срыва и подсрыва! Была горка, разгруз, большой угол атаки и потеря скорости над перегибом, где поток вертикальный, дальше потеря давления в крыле и сразу парашютирование.
Что меня печалит, так это то что Алексей видел со стороны рывки крыла вперед-назад, то есть на клевке вперед теоретически надо было отпустить крыло и дать ему выйти из парашюитрования. Но я совершенно не прочувствовал эти рывки, да и крыло собственно не держал, нагрузки на клевантах не было вообще. Отсюда вывод - либо в толстой зимней одежде ощущения притупились, либо просто не успел набрать вертикальную скорость чтобы рывки стали чувствоваться. С другой стороны на такой малой высоте отпустить крыло и клюнуть в землю - тоже плохая идея, я шлёпнулся очень мягко с крылом над головой.
Кстати, когда достал крыло и подвеску из рюкзака у машины была мысль бросить рюкзак в багажник. Но потом решил всё сделать как обычно - свернул рюкзак в рулончик и засунул в задний карман. Так вот протектор на спине всего 3см и ИМХО скрученный рюкзак при падении погасил гораздо больше чем протектор.
2. Севшие стропы заднего ряда маловероятны. Тогда уж и переднего тоже! В гонках на скорость в Ягодном замечал что при выжатом на 3/4 акселе в относительно ровном воздухе клапана практически снизу и наровят просто схлопнуться. И один раз даже поймал асимметрию на акселе, но благодаря очень сильно нагруженному центроплану просто полетел дальше, медленно приотпустив аксель и прокачав ухо. ИМХО на Мантре гораздо проще словить фронталку, чем сорвать крыло.
Я как-то подсрывал крыло обрабатывая дохлые термики... подсрыв развивается очень медленно и отлично чувствуется, достаточно просто отпустить клеванту и всё ок.