Рация для малинки
Добавлено: 27 июл 2016, 21:35
Сегодня ковырял автомобильную рацию для малинки Yaesu FT-2900R.
В рации есть инженерный режим с калибровочными параметрами.
Проблема в том, что эти параметры нельзя просто выставить "по умолчанию" или переписать с другой рации.
На то они и калибровочные.
Требуется лаборатория и эталонные приборы.
Например фазовая автоподстройка частоты (PLL reference frequency) - заходим в соответствующую настройку, нажимаем PTT, крутим DIAL и частотометре (можно на осциллографе) смотрим чтобы частота была 146.000 МГц +- 80Гц.
Или например для настройки чувствительности на эталонном генераторе включаем 145.000 Мгц мощностью -10дБм и модуляцией 1 кГц и в соответствующих настройках ловим максимум.
Всё это я не могу проделать в домашних условиях.
Вся процедура расписана в сервисной инструкции в разделе Alignment: http://slydiman.me/_tmp/ft-2900r_service_manual.pdf
На всякий случай чтобы знали как подкрутить чувствительность в полевых условиях:
Нажимаем и держим SET, включаем рацию (она включается в режиме настроек).
Выключаем (держим питание пол секунды).
Нажимаем и держим одновременно DW и MW, включаем рацию (включается в инженерном режиме)
Крутим DIAL чтобы выбрать "B01111 tn" - это чувствительность.
Нажимаем MW и крутим DIAL чтобы изменить чувствительность, потом снова нажимаем MW.
Если вы уверены что не сбили никакие настройки и записали предыдущие значения тех настроек, что изменили, нажимаем DW для сохранения настроек.
Выключаем.
Нажимаем и держим SET, включаем рацию (она включается уже в обычном режиме).
Сегодня с Алексеем был сеанс дальней радиосвязи.
Могу сказать что чувствительность этой рации на прием примерно такая же как у моей Yaesu VX-7R с родной антенной.
Итак, предположения, что может быть не так в полевых условиях:
- Плохой контакт в питании сразу отпадает. В режиме передачи на минимальной мощности рация потребляет 0.5А.
В режиме приёма она потребляет считанные миллиамперы и может работать на любых соплях.
Я тестировал на идеальном входном напряжении 12V. В машине генератор после стабилизатора выдает 13.4V
Однако сам генератор может фонить и давать высокочастотные помехи.
Поэтому, если на заведенной машине рация не принимает, а с питанием напрямую от аккумулятора нормально, то можно попробовать подключить питание через стабилизатор напряжения 12V (ток от 2, лучше 5А при условии что мощность передачи будет минимальная LOW).
Стабилизатор этот можно воткнуть через прикуриватель. Имеет смысл пробовать только действительно качественный стабилизатор с большими электролитическими конденсаторами.
То есть коробочка размером со спичечный коробок не годится.
Однако если стабилизатор на генераторе фонит на столько сильно, что помеха проходит не по питанию, а наводится в антенне, то уже ничего не поможет.
Только менять стабилизатор на генераторе.
- Возможно рация банально нагревается на солнышке и калибровочные параметры уплывают.
Тогда её надо охлаждать любыми способами.
- Используемая антенна Opek VU-1510 имеет характеристики:
Длина 70см
Диапазон 140-150/440-470 МГц
Усиление 2.4 дБ
Мощность передачи до 200Вт
Кабель 50 Ом 4.5м
По отзывам качество приема сильно зависит от расположения антенны. Например в центре крыши нормально, а на краю уже не ловит.
Кабель 4.5м длиной тоже не очень хорошо сказывается на качестве приема. Если лишний кабель скрутить в бухту - это может сильно ухудшить чувствительность.
Вот например антенна антенна Opek VU-1503 в диапазоне 144МГц имеет усиление 3 дБ, мощность до 100Вт, длина 1м.
Правда эта антенна без кабеля, прикручивается прямо на рацию, что в машине тоже не удобно. Ну или делать специальное крепление с хорошим контактом на корпус автомобиля - как только люди не измачиваются - в гугле полно картинок.
Антенны длиной 1.46м дают усиление 3.7 дБ
Может быть можно у каких-нибудь таксистов стрельнуть длинную антенну на 144 Мгц для сравнительных испытаний?
В рации есть инженерный режим с калибровочными параметрами.
Проблема в том, что эти параметры нельзя просто выставить "по умолчанию" или переписать с другой рации.
На то они и калибровочные.
Требуется лаборатория и эталонные приборы.
Например фазовая автоподстройка частоты (PLL reference frequency) - заходим в соответствующую настройку, нажимаем PTT, крутим DIAL и частотометре (можно на осциллографе) смотрим чтобы частота была 146.000 МГц +- 80Гц.
Или например для настройки чувствительности на эталонном генераторе включаем 145.000 Мгц мощностью -10дБм и модуляцией 1 кГц и в соответствующих настройках ловим максимум.
Всё это я не могу проделать в домашних условиях.
Вся процедура расписана в сервисной инструкции в разделе Alignment: http://slydiman.me/_tmp/ft-2900r_service_manual.pdf
На всякий случай чтобы знали как подкрутить чувствительность в полевых условиях:
Нажимаем и держим SET, включаем рацию (она включается в режиме настроек).
Выключаем (держим питание пол секунды).
Нажимаем и держим одновременно DW и MW, включаем рацию (включается в инженерном режиме)
Крутим DIAL чтобы выбрать "B01111 tn" - это чувствительность.
Нажимаем MW и крутим DIAL чтобы изменить чувствительность, потом снова нажимаем MW.
Если вы уверены что не сбили никакие настройки и записали предыдущие значения тех настроек, что изменили, нажимаем DW для сохранения настроек.
Выключаем.
Нажимаем и держим SET, включаем рацию (она включается уже в обычном режиме).
Сегодня с Алексеем был сеанс дальней радиосвязи.
Могу сказать что чувствительность этой рации на прием примерно такая же как у моей Yaesu VX-7R с родной антенной.
Итак, предположения, что может быть не так в полевых условиях:
- Плохой контакт в питании сразу отпадает. В режиме передачи на минимальной мощности рация потребляет 0.5А.
В режиме приёма она потребляет считанные миллиамперы и может работать на любых соплях.
Я тестировал на идеальном входном напряжении 12V. В машине генератор после стабилизатора выдает 13.4V
Однако сам генератор может фонить и давать высокочастотные помехи.
Поэтому, если на заведенной машине рация не принимает, а с питанием напрямую от аккумулятора нормально, то можно попробовать подключить питание через стабилизатор напряжения 12V (ток от 2, лучше 5А при условии что мощность передачи будет минимальная LOW).
Стабилизатор этот можно воткнуть через прикуриватель. Имеет смысл пробовать только действительно качественный стабилизатор с большими электролитическими конденсаторами.
То есть коробочка размером со спичечный коробок не годится.
Однако если стабилизатор на генераторе фонит на столько сильно, что помеха проходит не по питанию, а наводится в антенне, то уже ничего не поможет.
Только менять стабилизатор на генераторе.
- Возможно рация банально нагревается на солнышке и калибровочные параметры уплывают.
Тогда её надо охлаждать любыми способами.
- Используемая антенна Opek VU-1510 имеет характеристики:
Длина 70см
Диапазон 140-150/440-470 МГц
Усиление 2.4 дБ
Мощность передачи до 200Вт
Кабель 50 Ом 4.5м
По отзывам качество приема сильно зависит от расположения антенны. Например в центре крыши нормально, а на краю уже не ловит.
Кабель 4.5м длиной тоже не очень хорошо сказывается на качестве приема. Если лишний кабель скрутить в бухту - это может сильно ухудшить чувствительность.
Вот например антенна антенна Opek VU-1503 в диапазоне 144МГц имеет усиление 3 дБ, мощность до 100Вт, длина 1м.
Правда эта антенна без кабеля, прикручивается прямо на рацию, что в машине тоже не удобно. Ну или делать специальное крепление с хорошим контактом на корпус автомобиля - как только люди не измачиваются - в гугле полно картинок.
Антенны длиной 1.46м дают усиление 3.7 дБ
Может быть можно у каких-нибудь таксистов стрельнуть длинную антенну на 144 Мгц для сравнительных испытаний?