Непал, Покхара, трансфер, проживание...
Непальцы живут за счёт туристов, цены задраны во много раз. Срач как в Индии, скорее даже хуже. Дороги значительно хуже. По прилёту в Катманду мы забили на все якобы договорённости по поводу трансфера и проживания. Встречающий нас непалец предложил за $7 доехать на такси до центра, где либо завтра, либо может и сегодня мы сядем на "правильное" такси до Покхары за неопределнную сумму. Случайно оказалось что этим рейсом прилетело около 10 русских парапланеристов и добрые люди заранее заказали нормальный автобус. В итоге мы доехали за 440 руб (10 рупий = 4 руб) примерно за 6 часов. Дорога одна, горная и убитая. Если там случается авария или очередная революция, то никакой наземный транспорт просто не проедет. Поэтому обратно из Покхары в Катманду мы летели местными авиалиниями, благо погода позволяла. Рейс нам в последний момент перенесли почти на 3 часа, благо мы брали с запасом. В Непале как и в Индии никто никуда не спешит и не знает что такое "вовремя". Часть Покхары со стороны озера называется Lakeside - в основном для туристов. Там приличная дорога вдоль озера, сплошные магазины и отели. Есть всё. Обменники через каждые 30м, принимают любую валюту кроме рублей, курс везде одинаковый. Мы разместились в отеле Тропикана на 4 этаже с видом на озеро за 750 рупий в сутки за комнату с тремя кроватями (собственно в 3 часа ночи когда мы приехали выбора особого не было, хозяин был предупрежден что приедет группа русских парапланеристов).
Позже можно было перебраться в другой отель за 300 рупий, но нам было лень таскаться с рюкзаками. Тропикана очень удобно расположена ближе всего к посадке, нормальным закусочным и офису NAA, откуда уезжали автобусы на старт во время соревнований. В правильной закусочной по специальным ценам для русских парапланеристов можно было съесть завтрак из яичницы, картошки, тостов с мёдом и ginger-lemon-honey-tea за 100 рупий. Ужин - за 200-300 рупий. Такси на старт берёт 3 человек и стоит 700 рупий. Таксисты нам всегда сами искали 3-го попутчика.
Итого парапланерист там может жить на 250 руб/день на человека. У нас получалось от 400 руб/день на человека. Постоянная проблема - внезапное отключение электричества на неопределенное время. Никогда не знаешь - сможешь ли ты зарядить рации и камеры. У всех стоят аккумуляторы от трактора, бесперебойники и энергосберегающие лампочки, а где-нибудь на заднем дворе дизель-генератор.
Нам как обычно не повезло с погодой и первые дней 5 мы просто тупили. Прокат скутера на день (плюс 2 литра бензина) - 240 + 44 = 284 руб. К левостороннему движению мы привыкли быстро, душевно погоняли по Покхаре с их диким движением. Для полётов требуется получить разрешение в местном аэропорту (5км от стартовой горки), нужна страховка и 1800 рублей рупиями (если на 2 недели). Стартов несколько. Нормальный и большой один - приватный, чтобы не докапывались нужно вступить в непальнскую авиа ассоциацию. Карточка на год стоит 700 рублей. Бесплатные старты - площадка 10х10м и обрыв, ну и очередь... Посадки тоже есть свободные и приватные. Благо свободная самая большая и ближе к отелю. Правда с неё всё равно топать 1.5км. Садиться на берегу озера в 50м от отеля запрещено.
Собственно полёты...
Как обычно нам всё наврали. Там было очень много народу, кто приезжает в Покхару не первый раз и при этом ни разу не был в Бире (в Индии). Они в восторге и на перебой нахваливают это место. Местная карта для парапланеристов открыла нам правду - наилучший месяц для полётов действительно февраль, но... средняя база 2200м, максимальная 2900м. Уровень озера (и посадок на берегу) 800м. Старт чуть выше 1400м. Для сравнения в Бире посадка на 1400, старт на 2400м, а база 3500м минимум половину лётных дней. Дальше... старт на горе Sarangkot напротив озера - это такая вытянутая горка, очень пологая - выше старта где-то 30 градусов, при этом там сплошные чеки, провода, деревья, безумная рваная термичка и сильный ветер вдоль склона. На ней всего 2 потока - стартовый (чуть ниже старта), в котором можно набрать максимум 1900м и чуть выше по хребту второй поток, где можно набрать 2100-2300м в обычный лётный день. Причем идя от стартового потока ко второму можно просесть над деревьями и упереться в ветер, так что придётся мучительно возвращаться в стартовый поток на 200м ниже старта.
Установлено местное железное правило - в стартовом потоке все крутят только правую спираль! Причём к ней видимо все настолько привыкают, что крутят правую везде и всегда вопреки правилам и здравому смыслу. Я просто ненавижу правую спираль! Огромные грифы при этом конечно же крутят левую и не стеснялись влетать в стропы и рвать парапланы прямо у нас на глазах (благо не в наши парапланы). Погода длится всего часа 3 и выключается довольно резко. При этом особенно бесит крутиться пол часа в стартовом потоке среди 50 парапланов пытаясь набрать те несчастные 1900м. Огромное количество тандемов и чайников. Кто-то крутит узко, кто-то размазывает с радиусом 100м, кто-то летает поперёк всех распихивая...
Короче, на стартовой горе вообще делать нечего, надо лететь к подножию 7000-ников. Классический пролёт вдоль Green Wall'a - набираем во втором потоке 2300м и летим через долину на северо-восток.
Если повезло, то пролетаем гадкую кочку под названием Dicki Danda и сразу подлетаем к горке с вершиной 2500м. Если не повезло или просто база не позволила набрать 2300м, то долго елозим на Dicki Danda. Там рваная термичка, некоторые бросают запаски, а Мантру складывает примерно так:
Далее быстренько пролетаем Green Wall на восток, правда тут встречаются узкие потоки по +6.5м/с и если нечаяно из него вывалиться, то получается вот что:
Набираем 2500м на восточной стороне Green Wall и летим обратно к стартовой горе молясь чтобы хватило высоты и не просесть в роторе с теневой стороны.
В хорошую погоду с Green Wall'а можно полететь на запад к Korchong (это правый отрог горы Machapuchare 6993м, в простонародии Fishtail, где как считают непальцы живёт бог Шива).
Далее летим на Dhampus (левый отрог Fishtail). Оттуда не сложно перепрыгнуть обратно на южную сторону Sarangkot в долину с озером, но проблема как не просесть, так как склон очень пологий, а термичка рваная. Тут работает правило "тише едешь - дальше будешь". То есть нужно максимально набираться на Dhampus и аккуратно выкручивать все сопли над стартовым хребтом. Получается треугольник FAI 35-40км.
За 2 недели был реально хороший всего 1 лётный день, когда я первый раз слетал к Green Wall. В последний лётный день мы прикидывали планы улететь дальше на следующую горку и набрать минимум 3500м, но погода порушила эти планы. Ушли со стартового хребта в рваных потоках ниже 2100м. Долго и нудно выживали на Dicki Danda, долго тёрли сопли вдоль Green Wall, набрали несчастные 2500м и просто вернулись. Да, если там жить по пол года, то возможно выпадет пару деньков, когда можно слетать 50..100км и возможно с возвращением... Просто улететь в пампасы - много ума не надо.
13-й открытый чемпионат Непала по парапланеризму...
Собственно только началась погода (18 февраля), как нам объявили что 19-23 февраля будет проходить чемпионат Непала и с 11 до 14 часов старт будет закрат для НЕ участников. Тут без вариантов - пришлось заплатить 3000 рупий (1200 руб) и стать участником чемпионата. В эту сумму входил завоз на гору, подбор (коим Колян даже разок воспользовался), маечка и банкет, который был уже после нашего отъезда. Всего заявилось порядка 260 человек, из них порядка 200 - это русские, из которых никто не намеревался серьёзно летать таски. То есть непальцы просто срубили бабла и официально получили офигенно массовое мероприятие. Было 3 класса - тандемы, спорт и опен. Я на Мантре попал в опен класс, Колян на Мистике в спорт. Ещё был приз за лучшее акро, лучшее приземление в цель и на плот (на озере). Приземления на точность выиграли местные непальцы (что логично). Акро - какой-то словак кажется. В женском зачете победила американка. XC в опен классе выиграли венесуэлец, француз и канадец. XC в спорт классе - непальцы. В целом это была конкретная показуха. На открытии нас снимали на какую-то древнюю DV камеру и вечером мы увидели сюжет о соревнованиях по зомбоящику - исключительно непальские лица, только рукав моей жёлтой куртки в кадр папал на секунду. На специально приглашенного министра развития нацепили подвеску и каску... Что он там вещал мы не поняли, но это был цирк! Когда я зашел к организаторам с просьбой залить точки в GPS, мне сказали "расслабься, эти соревнования типа для веселухи". Контроля по GPS не было. Просто на посадке спрашивали выполнил ты таск или нет и записывали время. Я слышал как один русский сел одновременно с непальцем, нашему нарисовали время 2:50, непальцу - 2:10. Так как большинство запоминало точки визуально на брифинге, многие ошибались и довольно сильно, тогда на следующий день на брифинге говорили что-то типа "вчера некоторые улетели мимо вот этой точки и вот вам таки её координаты". Спорт классу ставили элементарные таски. Мы с Коляном пытались летать таски опен класса. И однажды в явно неподходящую погоду я решил возвращаться, расслабился, просел в ротор, но таки сел в 100м от автобуса и доехал с комфортом за 50 рупий, а Колян решил биться и ... просел с каким-то непальцем в таких ***нях, откуда они переходили речку в брод и ехали на джипе подбора, который скорее всего бы никогда туда не приехал, не будь там этого непальца. Короче, я - не спортсмен ни разу. Вообще у нас подобралась довольно стабильная компания - человек 7, среди которых кроме наших был поляк, который там живёт уже 5 месяцев и каждый день летает в пампасы, кореянка и ещё один буржуй. Как-то так получалось что мы всё время оказывались в одном потоке и летали в пределах видимости. Поляк конечно был крут, но иногда лажал и проседал ниже нас. А иногда просто издевался - летал вокруг нас и фоткал. Вообще интересно было наблюдать как они летают. Такой толпой летать конечно проще, чем просто вдвоём.
Итак, Покхара как лётное место по сравнению с Биром - отстой! Я туда больше не поеду, никогда!
Видео и фото просто дофигища, ещё не разобрали. Колян что-нибудь смонтирует!