Хорошо написано. Скопировал сюда. Взято здесь:
https://paraplan.ru/forum/post/2499209
****************************************************************************************************************
Если есть что-то, что помогает улучшить свои навыки - то однозначно надо этим пользоваться. Не имеет значение что это, программа на смартфон, курс у инструктора, хорошая книга, раскрывшая глаза на некоторые явления, полезная лекция или участие в соревнованиях.
Все меры - хороши, лишь бы они вели к прогрессу. И нельзя одно ЗАМЕНЯТЬ другим - только ДОПОЛНЯТЬ.
На разном этапе становления пилота - это разные навыки.
Для ученика, в первых потоках - очень помогает вариометр, его сигналы дают ученику простые данные, которые он способен обработать и принять верное решение. Для опытного пилота - звук вариометра - становится фоном, он уже больше ориентируется на перегрузку и поведение крыла при центровке потока.
Для пилота начавшего летать маршруты но плохо обрабатывающего многоядерные потоки "помощник центрирования" в том же XC track - может стать хорошим учителем. Опытный пилот, часто за многочасовой маршрут даже не смотри в прибор ни разу, ориентируясь на чувства, фоновый звук и внешние признаки потоков.
Что развивать? - ВСЕ! И то, что дает наиболее быстрый рост результатов (более длинные полеты, меньше выпадений из термиков, лучшее центрирование, меньше "Бомбаутов" и т.д.) - развивать стоит в первую очередь, это наиболее эффективная стратегия. Когда прогресс затормозится - упор следует делать на другой аспект. Если у топикстартера бурный прогресс дало использование программы - надо продолжать ей пользоваться, а когда рост результатов притормозится (или он попадет в другие условия полетов) - переключится на прокачку других навыков.
У каждого человека - своя восприимчивость к источникам информации. Одному нравится получать её от прибора, другому от инструктора. Самый неэффективный способ развиваться - это ограничивать себя чем-то одним, сознательно отвергая другие пути обучения.
XC track (или любая другая программа или прибор - это не панацея, а лишь удобный инструмент, который на ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПИЛОТА - может сильно ускорить прогресс. В первую очередь, как инструмент которые поможет натренировать "чувства потока", сопоставлением тем что он там рисует с тем что ощущает пилот через перегрузки, и информацию от крыла и среды.
Та же слепая привязанность к приборам - может и замедлить прогресс, если пилот не будет использовать другие способы обучения, не переключится на восприятие воздуха "безприборным способом" и останется "машиной, полагающейся только на приборы".